Новости проекта
Подписывайтесь на нас ВКонтакте!
Хаю-хай, с вами Schools.by!

Пути развития учебной мотивации

Дата: 12 ноября 2016 в 21:12

Пути развития учебной мотивации

Изображение

Изображение

РЕКОМЕНДАЦИЯ 1.

Осмысленная деятельность учителя — осмысленное обучение.

1. Процесс обучения станет более эффективным, если организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного обучения.

2. Чтобы активизировать и стимулировать любознательность и познавательные мотивы, учитель должен добиться благотворных взаимоотношений с учащимися, а также он должен хорошо знать себя.

3. Любые действия должны быть осмысленными. Это относится и к тому, кто требует действия от других.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 2.

Развитие внутренней мотивации — это движение вверх.

1. Для того чтобы учащийся по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть чтобы они приобрели значимость для учащегося и нашли отклик в его переживаниях.

2. Развитие внутренней мотивации — это движение вверх. Двигаться вниз гораздо проще, поэтому частенько в практике родителей и учителей используются такие "подкрепления", которые приводят к регрессу мотивации учения. Например, чрезмерное внимание и неискренние похвалы, неоправданно заниженные или завышенные оценки, жесткая критика и наказания.

3. Развитие внутренней мотивации учения происходит как сдвиг внешнего мотива на цель учения.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 3.

Стратегия "Положительная мотивация".

Некоторым ученикам, испытывающих трудности в обучении вообще или в решении конкретных задач, чтобы прийти к изменению, достаточно просто понять, что именно в их действиях не срабатывает и, какого типа мотивационный стиль работал бы эффективнее. Конечно, обучение новому мотивационному стилю не так быстро. Но направленные действия подготовленного, грамотного педагога могут помочь ученикам справиться с проблемной ситуацией.

Рассмотрим четыре самых неэффективных мотивационных стиля.

Отрицательный мотиватор. Некоторые люди могут мотивировать себя или других, думая только о катастрофах, которые произойдут, если они чего-то не сделают. "Не сдам экзамен — скандал дома, второй год обучения, не поступлю в институт". Однако о неприятностях думать неприятно.

Негативный мотивационный стиль может быть эффективным только для небольшого количества людей. Для большинства людей добавление некоторой доли положительной мотивации оказывается очень полезным. В работе с такими учениками следует обращать их внимание на то, что он хочет получить, усиливать положительный акцент. Тогда мысли о катастрофах, которых необходимо избежать, уйдут на задний план.

Мотивационный стиль "диктатор". Диктатор мотивирует себя и других строгими приказами. Человек, применяющий этот подход, часто использует слова типа "необходимо", "должен" или "обязан". Большинство людей реагируют нежеланием делать это. Более эффективно мотивировать себя и других, перейдя на приглашения вместо приказаний. О важности голосовой модуляции написано немало. Поэтому сдвиг к приятной, завлекающей интонации производит большое изменение — как и смена формулировок на "было бы здорово", "было бы полезно", "мы хотим".

Мотивационный стиль "Вообрази выполнение". Многие ученики застревают на мысли о том, каково это — выполнять задачу (решить пример, найти ответ, вспомнить материал), вместо того чтобы увидеть эту проблему выполненной. Таких учеников легче всего вывести из состояния переживания выполнения на понимание того, чем ценно для него выполнение задания, т.е. опять вступает в силу положительная мотивация. Это одна из самых трудных категорий неэффективных мотивов, поэтому иногда полезно бывает дать совет ученику отложить выполнение данного задания, вызывающее затруднение.

Мотивационный стиль «Перегрузки». Некоторые ученики склонны представлять всю задачу или весь ответ как одну огромную, угрожающую, недифференцированную массу работы — и, естественно, чувствуют себя перегруженными. Ощущая себя перегруженным, человек обычно чувствует себя не в состоянии даже приступить к работе, и склонен откладывать ее. Таким ученикам следует помочь разбить задачу на серию меньших шагов, которые приведут к выполненной задаче.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 4.

Мотивация достижения и способности.

Поведение, ориентированное на достижение, предполагает наличие у каждого человека мотивов достижения успеха и избегания неудач. Другими словами, все люди обладают способностью интересоваться достижением успеха и тревожиться по поводу неудач. Однако обычно в людях доминирует либо мотив достижения, либо мотив избегания неудачи. В принципе мотив достижения связан с продуктивным выполнением деятельности, а мотив избегания неудачи — с тревожностью.

Люди, мотивированные на успех, предпочитают средние по трудности или слегка завышенные цели. Мотивированные на неудачу склонны к экстремальным выборам (нереально завышенные или заниженные). Мотивированные на неудачу в случае простых и хорошо заученных навыков (сложения цифр) работают быстрее и точнее, чем мотивированные на успех. При заданиях проблемного характера — картина меняется наоборот.

Когда в классе имеется весь диапазон способностей, только учащиеся со средними способностями будут сильно мотивированы на достижение. Ни у очень сообразительных, ни у малоспособных школьников не будет сильной мотивации, связанной с достижением, поскольку ситуация соревнования будет казаться или "слишком легкой", или "слишком трудной".Эти особенности необходимо учитывать при организации работы на уроке. Содействовать достижению высокой мотивации будет дифференциация и индивидуализация заданий.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 5.

 Как помочь ученику выйти из состояния "выученной беспомощности".

Если у человека в жизни было много неудач, у него снижается уровень притязаний, самооценка. Человек настроен на неудачу, он находится в состоянии беспомощности. Такая ситуация получила название — "выученная беспомощность".

Как учитель может помочь ученику выйти из этого состояния?

Исследования показали, что чаще всего выделяются 4 причины неуспеха: отсутствие способностей; трудность задания; невезение; недостаточность усилий.

Лучшее, что может сделать учитель в ситуации неуспеха ученика — это объяснить неуспех недостаточностью затраченных им (учеником) усилий.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 6.

Эмоциональность урока — стимул или вред?

Следует помнить, что продуктивность деятельности (даже при наличии положительной мотивации) зависит от силы эмоций, которые сопровождают эту деятельность.

Реакция учащихся на учебную нагрузку будет благоприятной, если трудность задания оптимально сочетается с эмоциональностью урока.

Например, на уроках естественного цикла, математики высокая эмоциональность всегда будет фактором неблагоприятным. На уроках русского языка, литературы, наоборот, высокая эмоциональность — фактор благоприятный; только в случае трудной и напряженной темы допустимо снижение силы эмоций.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 7.

Любознательность и познавательный интерес.

Чтобы развивать положительные мотивы учащихся, можно действовать через более раннюю стадию деятельности — познавательную потребность.

Первый начальный уровень этой потребности — это потребность во впечатлениях. На этом уровне индивид реагирует на новизну стимула. Это фундамент познавательной потребности.

Следующий уровень — потребность в знаниях (любознательность). Это интерес к предмету, склонность к его изучению. Но познавательная потребность на уровне любознательности носит стихийно-эмоциональный характер.

На высшем уровне познавательная потребность имеет характер целенаправленной деятельности.

В процессе обучения учителю важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.

РЕКОМЕНДАЦИЯ 8.

Взаимоотношение учителя с классом и учебная мотивация.

Развитие учебной мотивации невозможно, если у учителя не складываются отношения с конкретным классом. Для устранения этой ситуации следует установить:

1. Соответствие формы подачи материала уровню развития учебных способностей детей (вредно как завышение, так и занижение уровня).

2. Условия для успешного усвоения материала (благоприятный психологический климат в классе).

3. Характер взаимоотношений учителя с лидером класса, влияние взаимодействия "учитель — лидер" на атмосферу в классе.

 

Мотивация учебной деятельности учащихся как актуальная проблема современного урока.

Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребёнка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.

К.Д. Ушинский

Мотив – это источник деятельности человека, «энергетическая батарейка» личности, от его силы зависит интенсивность деятельности человека.

Мотив – это всё то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается: интерес, потребность, стремление, убеждение, идеал, эмоции, влечения, инстинкты, установки. 

Мотивация – это общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к активной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность.

3 типа отношения к учению:

  • отрицательное отношение к учению; у учащихся преобладают мотивы избегания наказания; ученик объясняет свои неудачи внешними причинами, и как следствие – недовольство собой и учителем;
  • безразличное отношение к учению; отмечается неустойчивый интерес к результатам обучения;
  • положительное; преобладают познавательные мотивы, ученик проявляет интерес  к учёбе, активность, умеет ставить перед собой перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути к достижению цели.

Отрицательной мотивацией проявляется в следующем:

  • уклонение от учёбы;
  • деятельность и её результаты незначительны;
  • сильная отвлекаемость на уроке;
  • быстрое утомление;
  • чувство удручённости и неудовлетворённости;
  • неподвижность, ригидность мышления.

При отборе содержания, методов и приёмов работы на уроке учитель должен обращать внимание на следующиефакторы, влияющие на формирование учебной мотивации:

  • содержание учебного материала;
  • стиль общения учителя и ученика;
  • характер и уровень учебно-познавательной деятельности.

В организации учебной деятельности можно  выделить три этапа:

1. Мотивационный

2. Операционно-познавательный

3. Рефлексивно-оценочный

Четыре блока основных методов мотивации в зависимости от их воздействия на личность ребёнка:эмоциональные, познавательные, волевые, социальные.

Ошибки в мотивации приводят к негативным последствиям:

1) тревожность и страх на уроках служат помехой развитию мотивации.

2) при неправильном мотивировании проявляются негативные реакции, например, отказ от деятельности, агрессивное самоутверждение или пассивность и уныние.

3) Приобретённая (выученная) беспомощность

Развитие учебной мотивации учащихся требует от учителя не только и не столько затрат времени, но прежде всего творческого подхода к своей деятельности, это возможно при планомерном творческом росте учителя.

Ведь, по мнению Дистерверга, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается без стремления к научной работе, потому что попадает под власть трёх педагогических демонов: банальность, механичность, рутинность»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.