17 сентября - День Народного Единства
Для Скиделя и его жителей 17 сентября 1939 года стало решающим моментом для решения этого судьбоносного вопроса: оставаться под «панским гнетом?» или «бороться!». «Бороться! Быть на своей земле хозяевами! Бороться за свою свободу!». Скидельчане приняли эту борьбу. Они решили, не смотря ни на что, скинуть «польское ярмо». Свершилось скидельское восстание.
Наши люди уже давно вынашивали план действий, занимались агитацией и привлекали в свои ряды все большее количество людей, но выступать в открытую не решались. Им нужна была «искра», что-то, что бы подтолкнуло их выйти против «панов». И этой искрой 17 сентября стали события, когда бывшие члены КПЗБ услышали по советскому радио, что Красная Армия начала освободительный поход и перешагнула польскую границу.
В этот день ранее ожидавшие «силы» ожили с целью противостояния польской стороне. Восставшие создали ревком, в состав которого вошли: М.Литвин - председатель, Г.Шагун, И.Мышко, Ф.Бубен, А.Мозолевский, И.Деленковский, Б.Олех, Я.Пельц, П.Терешко, Л.Почимок.
Началось восстание с общего сбора восставших в квартире Моисея Лайта. На собрании обсуждались вопросы, касающиеся организации народа для активной борьбы за свободу и дальнейшего присоединения в ряды Красной Армии. Собрание проходило тихо до момента, когда с улицы стал разноситься крик: «Бьют полицию!».
Все собравшиеся выбежали на площадь. Там они увидели как Иосиф Лапицкий и Михаил Сороко отобрали карабин у полицейского Ф.Лося. Стоит отметить, что полицейские обычно не покидали свой участок, но по воле случая Феликс наткнулся на Иосифа и Михаила, в свою очередь он сказал им разойтись, но эти мужчины вместо этого схватили полицейского. Кто-то из толпы подал клич: «Разоружить полицию!». В тот же момент площадь стала быстро наполняться шумной толпой.
На помощь в Скидель из Головачей прибыл Михаил Пик со своим отрядом численностью 20 вооруженных крестьян. Воспользовавшись развернувшейся суматохой, было принято решение отправить отряд Пика на захват магистрата – главного здания города. Отряду удалось захватить его, служащие были разогнаны, изъяты все документы, а сам бургомистр отдан под арест. Магистрат восставшие сделали своим штабом, где разместился революционный комитет. 17 сентября с балкона этого здания Михаил Литвин объявил собравшимся жителям, что власть в городе переходит в руки Советов, а также он призывал к дальнейшему разоружению полиции, стрельцов и сплотиться под одним флагом ради достижения общей цели.
Под четким руководством Моисея Лайта восставшим удалось захватить: почту, электростанцию, гмину и клуб. Восставшие также разоружили полицию и захватили полицейский участок.
Кульминацией 17 сентября стал захват группой восставших во главе с Каскевичем железнодорожной станции. При аресте служащих у начальника станции узнали, что в Скидель с Мостов движется поезд с солдатами и полицией. «Остановить и разоружить поезд!» - такое было принято решение. Восставшие разобрали рельсы, что делало передвижение поезда невозможным. Машинисту приближающегося поезда был подан знак стоп – поезд остановился. Каскевич предложил сбросить оружие, аргументировав это так:
- У нас здесь уже Советская власть!
Солдаты без сопротивления побросали из окон вагона свое оружие, но разоружаться не хотела полиция. Тогда восставшие окружили поезд. После «убеждений» они последовали примеру солдат и также отдали свое оружие. Операция прошла успешно, после чего был отдан приказ восстановить рельсы и отправить поляков в Гродно. Оружие, позаимствованное у поляков, раздали людям. Об этом свидетельствует фотография того времени. После операции с поездом группа Каскевича разделилась на двое: одна часть отправилась в Скидель, а другая пошла охранять железнодорожный мост на Котре.
Народ Скидельщины, чем мог вооружившись, выступил против «панского гнета», борясь за общую цель, которой являлась свобода. Итогом 17 Сентября для Скиделя стало установление Советской власти во всей Скидельской гмине. После этих событий город трудился полноценно: работали магазины, пекарня, приватные мастерские и кожевенные фабрики. На улицах города гордо на ветру качались красные флаги и лозунги: «Слава Красной Армии и Советской власти!».
Конечно, восстание не могло обойтись без жертв. В деревне Сикорица, группа восставших во главе с Ильей Мышко, обложившись мешками на автомашине с пулеметом, разоружила воинскую часть. В ходе операции было убито несколько польских офицеров и солдат, но также были жертвы со стороны восставших.
А вечером 19 сентября со стороны слабозащищённой местности из Гродно в Скидель ворвался эскадрон польских уланов с поддержкой пехоты. В городе еще оставались сторонники Польши, которые назвали все имена восставших. Поляки творили бесчинства. Они метали гранаты во все стороны, почти полностью сожгли дома в центре Скиделя. Были жестоко убиты 31 повстанец. Каратели применяли к ним пытки, вырезали на груди красные звёзды, выкалывали глаза и отрезали уши, рубили на мелкие части конечности. 70 человек были арестованы и ожидали расстрела, 200 человек лежали головой вниз у Свято-Покровской церкви и целовали землю. Но больше жертв не стало. 20 сентября в Скидель вошли советские танки. Каратели ушли. Скидельчане были спасёны от расправы. 21 сентября Скидель ликовал. Над городом опять взвился Красный флаг – символ свободы и независимости.