Новости проекта
Мобильное приложение Schools.by
С Днем знаний!
Голосование
В каком лагере в учреждении образования Вы хотели бы оздоровиться в летний период 2021 года.
Всего 295 человек
Голосование
В объединениях по интересам какого направления вы хотели бы заниматься?
Всего 164 человека
Голосование
Как Вы оцениваете качество питания в УО
Всего 366 человек
Голосование
Укажите цель посещения нашего школьного сайта
Всего 905 человек

Профсоюзная страница

Дата: 23 августа 2016 в 09:45, Обновлено 14 сентября в 21:03

Международная конференция «Влияние глобальных экономических вызовов на социально-трудовые права человека»


Аналитики и экономисты рассказали, как Беларуси извлечь пользу из санкций ЕС и США

На одной из них обсуждали тему «Экономические санкции и их влияние на социально-экономическое положение трудящихся и развитие государств в этих условиях».

Дискуссию открыл аналитик Белорусского института стратегических исследований Алексей Авдонин. Он подвел итоги пленарного заседания, отметив самые яркие высказывания участников форума, а также рассказал о санкционном давлении, которое испытывает на себе Беларусь.

24 июня решением совета ЕС были введены секторальные санкции в отношении финансового сектора Беларуси. В первую очередь они были направлены на то, чтобы отрезать страну от Европейского рынка капитала, затруднить получение белорусскими банками и кампаниями кредитов от европейских финансовых институтов. А в августе еще более обширные санкции против Беларуси ввел ЕС.

– Санкции, которые введены против Беларуси, нарушают международное право. Наша задача обсудить проблему, выработать механизмы, которые бы показали, что решения США и ЕС перечат международному праву и должны корректироваться. Что мы должны быть услышаны, – считает Алексей Авдонин.

Директор Института Европы РАН, член-корреспондент РАН Алексей Громыко во время работы секции пояснил, что существует множество разновидностей санкций. Но главной темой форума стали экономические санкции как международные, так и национальные.

– Они могут называться и санкции, и эмбарго, и блокады, и бойкоты. Но, как бы мы не называли эти меры, их смысл – нанести ущерб противоположной стороне, – обращает внимание эксперт. – Санкции – это фактически наложение на целые народы коллективной ответственности, принцип которой противоречит самой гуманистической природе человеческой цивилизации. Экономические санкции наказывают в основном невиновных. А поскольку эти действия часто вызывают контрсанкции, невиновные страдают с обеих сторон.

Российский общественный деятель, экономист, публицист, блогер, телерадиоведущий Михаил Хазин развеял легенду о существовании международного права. По его мнению, в политике существует только одно право – право сильного.

– Если вы недостаточно сильны, чтобы себя защитить, можете быть уверены, что вас уничтожат, – заявил он.

Михаил Хазин отметил, что санкции вводят потому, что в мире осталось немного стран, где не продвигают западную политику. При этом все понимают, что правила игры определяет Вашингтон.

– Санкции – всего лишь инструмент для манипуляции. Дело в том, что та экономическая модель, которая победила в 1991 году, которую продвигают либеральные пропагандисты, изжила себя. Кризис, который ее разрушает, начался с 2008 года. И с этого периода мировая экономика уже не растет. А все легенды о процветании построены на единственном инструменте – занижении реальной инфляции. Были периоды восстановительного экономического роста, но спад продолжается, – выразил свое мнение Михаил Хазин.

По его словам, мир идет к распаду на валютные зоны. Эксперт утверждает, что это произойдет скорее всего до 2024 года.

– Именно в 2024 году ожидаются выборы в США и России. Еще в этом году мы увидим выборы в Германии, в следующем – во Франции. Еще 3 года эта система не протянет, а через 2 года мы не узнаем политическую карту мира, – сделал прогноз Михаил Хазин.

Все понимают, что Беларусь – это евразийское пространство. Поэтому не нужно расстраиваться по поводу санкций Запада, считает российский экономист и аналитик.

– После распада мира на валютные зоны сохранить экономические связи с Западом все равно бы не получилось. Надо строить евразийскую экономическую систему. В ней будет много стран. Больше чем республик, которые входили в состав СССР. В их числе Турция, если она сохранится, Иран, скорее всего Япония. И по этой причине не нужно смотреть на Запад, – предложил свой выход из ситуации Михаил Хазин. – Это не Запад обидел Беларусь, это вы решили играть в игру с теми странами, которые в принципе не воспринимали Беларусь как партнера. С ними невозможно договориться. Мы начинаем строить новый мир – именно об этом шла речь не недавней встрече глав двух государств – Лукашенко и Путина.

Представитель Израиля Яков Кедми, государственный деятель и эксперт в области военно-политических вопросов, на исторических примерах показал, чего можно ожидать от процесса разрушения однополярного мира и ухода США с роли глобального лидера. Он заострил внимание на том, как эти процессы обостряют военную опасность для всех государств, но прежде всего для Беларуси, как региона ОДКБ.

 – Санкции могут принести ущерб не только тем, против кого они направлены, но и тем, кто их ввел, – отметил Яков Кедми. – Беларуси нечего бояться. Пока за вами Россия и немножко Китай, вы можете совершенно спокойно заниматься вашими делами, строить вашу страну так, как вы хотите, так, как нужно вашему народу.

В этом контексте санкции – это инструмент, который позволяет государствам, находящимся под давлением, выработать адекватные меры и разумную национальную стратегию, которая в конечном итоге позволит укрепить положение.

По мнению государственного деятеля Израиля, формирование многополярного мира будет сопровождаться значительным числом локальных конфликтов. И в этих условиях членство Республики Беларусь в ОДКБ – важнейший фактор обеспечения мирного неба над головами белорусов.

Руководитель Центра белорусских исследований Института Европы РАН Николай Межевич заметил, что благосостояние белорусского народа ничуть не хуже, чем у ближайших соседей.

– Очень часто говорят об уровне заработной платы, – заметил эксперт. – Но сравнивая, забывают, что есть целый ряд ключевых показателей. Например, квартплата. Делая выводы о благосостоянии, полный анализ не проводят, выбирают 1-2 показателя.

Николай Межевич отметил, что за последние 30 лет экономика прибалтийских стран Эстонии, Латвии и Литвы стала сервисной. Более не развиваются производство, и некогда знаменитое сельское хозяйство.

В этом контексте выгодно выглядит ситуация в Беларуси, где сохранилось промышленное и сельскохозяйственное производство.

– Может быть они не идеальны, какие-то предприятия менее конкурентоспособные, какие-то – более, – отметил эксперт. – И эта национальная модель отлична от российской. В России было настолько развитое производство, что при гибели значительной части промышленного потенциала, все равно многое осталось.

А Беларуси, по его мнению, в процентном соотношении удалось сохранить неизмеримо больше. Ни одна из постсоветских республик не смогла добиться таких результатов. И приватизация, которую все чаще предлагают провести, может быть вредной для построенной модели.

В качестве примера Николай Межевич предложил рассмотреть российский опыт. По его словам, за полтора года в Санкт-Петербурге закрылось каждое третье предприятие и почти одновременно на рынок труда вышло более 300 тыс. человек.

В Беларуси крупнейшие предприятия тоже теряют сотрудников, идет оптимизация. Но процесс этот медленный, на белорусском рынке труда никогда не было перегрузки. Скорее можно говорить о том, что количество вакансий как правило больше, чем количество желающих их занять.

Для построения крепкой национальной модели эксперт предложил обратиться к европейской практике.

В Европе средний класс возник несколько раньше. Это произошло с появлением общегерманского рабочего объединения в 1863 году, когда задолго до революции 1917 прозвучала идея интернационала трудящихся. После революции появился достаточно радикальный профинтерн, то есть коммунистический профсоюз и социал-демократический амстердамский профсоюзный интернационал. Он ставил перед собой примерно те же цели, что и современный профсоюз во всем мире. С той лишь разницей, что условия в в мире были более благоприятными. Такие, которые, по мнению эксперта, сейчас сохранились только в одной стране – Беларуси.  

– И если мы хотим выстраивать эффективную экономическую и социальную модель, то социальное партнерство очень нужно и полезно, – заявил Николай Межевич. – Есть вещи, которые были хорошо отработаны в Европейской модели: обеспечение жильем, социальные гарантии. Пришло время к ним возвращаться.

Анжела ЛЮДЫНО, Елена КАЯЧ, Виктория ДАШКЕВИЧ


ФПБ: Мы не собираемся молча смотреть на то, как западные политики разрушают основы международного права

Конференция носит исключительно прикладной и практический характер. Главная цель – выработка конкретных мер противодействия тем вызовам, которые сегодня угрожают благополучию людей. 

Сегодня все чаще ряд государств применяют в отношении других стран односторонние ограничительные меры экономического характера, при том, что на международном уровне признано: санкции в отношении того или иного государства могут быть введены только Организацией Объединенных Наций. Некоторые государства сегодня полностью игнорируют эти международные нормы, искажают информацию, манипулируют общественным мнением и прикрывают свои незаконные действия красивыми рассказами и обещаниями, подчеркивают в Федерации профсоюзов Беларуси.

В национальном профцентре отмечают, что незаконные санкции, введенные в отношении Беларуси – это проблема не только нашей страны. С ней столкнулись очень многие государства. Отдельные страны уже игнорировали международное право 80 лет назад. Мы все знаем, к чему это привело.

 «Нам не все равно, мы не собираемся молча смотреть на то, как с каждым разом все с большим цинизмом и большим вдохновением западные политики нарушают права наших людей и разрушают международное право», – акцентировали внимание в ФПБ.

В резолюциях ООН однозначно прописано, что односторонние санкции нарушают права человека и оказывают серьезное негативное влияние на все категории населения. Результаты международных исследований, в том числе по линии ООН, анализ, проведенный различными экспертами, также подтверждают, что санкции в первую очередь бьют по рядовым работникам и больше всего воздействуют на наиболее уязвимые категории. 

О том, что сфера труда и занятости сегодня столкнулась с серьезными вызовами, говорила и министр труда и соцзащиты Марина Костевич. И дело не только во внешнем давлении. Глобализация и технологический прогресс, демография и глобальное изменение климата, автоматизация и роботизация – с этими процессами столкнулись многие страны, в том числе и Беларусь.

Мы ясно осознаем, что нельзя повернуть время вспять, затормозить технический прогресс, но можно сделать многое, чтобы современные изменения несли благо для людей, – отметила она.

В частности, сейчас модернизируется трудовое законодательство, повышается его гибкость и способность к адаптации с учетом изменяющихся реалий. К примеру, когда в последние годы все больше стал применяться дистанционный труд, новая форма занятости получила законодательное закрепление в Трудовом кодексе.

Серьезным испытанием для сферы труда стала пандемия коронавируса. Однако выбранная правительством стратегия помогла сохранить управляемость на рынке труда. Уровень безработицы составил менее 4%. Не прогнулась сфера экономики и под беспрецедентным внешним давлением.

– Под надуманными предлогами Европейским союзом, США и рядом других стран приняты решения о применении в отношении Беларуси экономических санкций, – отметила Ирина Костевич. – Эти необоснованные и неправомерные действия имеют своей целью нанести ущерб экономике нашей страны, остановить предприятия, лишить граждан Беларуси рабочих мест и заработной платы. Хочу подчеркнуть, что такие действия являются незаконными с точки зрения международного права. Они напрямую противоречат принципам невмешательства во внутренние дела суверенного государства и представляют серьезную угрозу для реализации гражданами нашей страны основополагающего права на труд.

С таким мнением был солидарен и председатель Союза некоммерческих организаций «Конфедерация промышленников и предпринимателей (нанимателей)» Анатолий Харлап. 

– Не прекращаются информационные атаки с призывами к зарубежным компаниям разорвать торговые связи с белорусскими партнерами. Односторонние санкции в отношении предприятий и секторов экономики включают замораживание денежных средств, запрет на поставки материалов, комплектующих и другие ограничительные меры. Такая практика имеет тенденцию к расширению, – сказал он.

Подобные действия, по словам Анатолия Харлапа, не могут не вызывать крайней озабоченности у отечественного бизнеса, облеченного обязательствами перед государством, трудовыми коллективами и бизнес-партнерами. Да и зарубежные компании – поставщики экономических ресурсов лишаются выгодных заказов.

При этом Анатолий Харлап отметил: нет худа без добра. Санкции сподвигли нашу страну к расширению программ освоения производства импортозамещающей продукции, увеличению поставок товаров, востребованных на внутреннем и внешнем рынках. Как результат, в этом году за полугодие на треть увеличился экспорт, улучшился платежный баланс: за последние годы он один из лучших.

Анна КАСЮДЕК


Почему не спросили тех, кто подсчитывал голоса после выборов? Белорусские женщины хотят быть услышанными

Сегодня женщины – а их 54% от всего населения Беларуси – не могут оставаться в стороне от происходящего в стране. Это подчеркнула председатель Белорусского союза женщин, заместитель министра здравоохранения Елена Богдан.

– Двойные стандарты, экономические ограничения, беспрецедентное давление на страну. Мы не единожды говорили представителям Запада: встретьтесь с нами – с учителями, врачами, членами участковых комиссий, которые подсчитывали голоса после выборов. Услышьте наше мнение и позицию. Этого не случилось. Именно поэтому письмо против санкций подписало около 53 тыс. белорусок. Женщины были едины в своем мнении, и собрать эти подписи не составило труда. Наше обращение было услышано и признано официальным документом Организацией объединенных наций.

Елена Богдан подчеркивает: именно женщины приняли на себя удар пандемии коронавируса. Количество женщин-врачей составляет 74%, медсестер – свыше 95%.

– Но даже в этот тяжелый год мы не остановили ни одну социальную программу: не потеряли ни одного пациента с ВИЧ, туберкулезом. Продолжали лечить людей с редкими генетическими заболеваниями и выполнять экстренные вмешательства. Есть программа «Здоровье народа и демографическая безопасность» – и в ней нет оговорок, что в случае «ковида» мы можем ее не выполнять, – отметила Богдан.

Надо отметить, что Беларусь первая среди стран СНГ приняла закон, касающийся демографической безопасности. В нем сведены правовые, социальные, медицинские, информационные и другие аспекты решения вопросов народонаселения. При этом председатель Постоянной комиссии по здравоохранению, физической культуре, семейной и молодежной политике Палаты представителей Национального собрания Людмила Макарина-Кибак подчеркнула: законы нашей страны – гибкие и мобильные. Если есть потребность в их изменениях, новшества вносятся оперативно.

– Многие корректировки идут от народа: главное – чтобы люди открыто говорили о своих потребностях, – отметила она.

Одна из них – поддержка семей, воспитывающих детей. Как отметил заместитель министра труда и соцзащиты Валерий Ковальков, в нашей стране пособия родителям с тремя детьми составляет 710 рублей, а это – уровень зарплаты дошкольных учреждений. За первый год жизни ребенок получает от государства 14,5 тыс. рублей. Согласитесь, деньги немалые. Если в семье родилась двойня, услугой няни можно воспользоваться бесплатно.

– Проводимая семейная политика требует средств. Если не работает реальный сектор экономики, то не обеспечиваются и госпрограммы, реализуемые в этой сфере. Поэтому очень важно быть самостоятельным государством, – сказал Валерий Ковальков. 

Особое внимание к семьям, воспитывающих детей, уделяют и профсоюзы.

– Сегодня в коллективных договорах учреждений установлены нормы о предоставлении дополнительных гарантий и компенсаций женщинам, матерям и отцам, воспитывающим детей. В частности, беременные женщины, занятые на тяжелых работах или во вредных условиях труда, гарантированно переводятся на другую, более легкую работу, исключающую воздействие опасных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе, – подчеркнула председатель Гомельской областной организации Белорусского профсоюза работников здравоохранения Надежда Зимина.

Кроме того, профсоюзные организации ежегодно принимают активное участие в мероприятиях по подготовке детей к новому учебному году, оказывают помощь находящимся в социально трудном положении – воспитывающим детей-инвалидов, одиноким матерям, многодетным. 

– Вместе с тем, несмотря на закрепление разных норм законодательно в предоставлении гарантий для мужчин, женщины продолжают нести основную нагрузку в домашнем хозяйстве, больше времени проводят с детьми и занимаются их воспитанием. Поэтому очень важно воздействовать на изменение общественного сознания в части распределения внутрисемейных ролей и обязанностей, на активное вовлечение отцов в воспитание детей, – акцентировала внимание она.

Анна КАСЮДЕК


«Это только предлог для протекционизма своих экономических интересов». Узнали мнения стран, которые не первый год живут под санкциями США

По мнению дипломатов, санкции ЕС и США против Беларуси — удобный предлог для протекционизма и защиты своих экономических интересов.

В своем выступлении Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Куба в Республике Беларусь Хуан Вальдес Фигероа напомнил, что Куба уже 60 лет находится под санкциями и блокадой со стороны США, оправдывая их защитой прав человека. Примечательно, что более 180 стран в ООН проголосовали против блокады Кубы со стороны США, однако это не повлияло на политику санкций.

По подсчетам кубинских экономистов, за эти 60 лет Куба потеряла не менее 140 млрд долларов.

Чрезвычайный и Полномочный Посол Боливарианской Республики Венесуэла Франклин Рамирес Араке рассказал о последствиях экономических и политических санкций введенных США против его страны в 2014 году. Тогда ужесточилась разрушительная кампания против венесуэльского народа, приведшая к аресту активов государства на международном финансовом рынке. Одной из самых серьезных санкционных мер стало введение санкций против нефтяного сектора страны. Таким образом Венесуэла лишилась основного дохода от экспорта, а вместе с этим возможности закупать необходимые продукты питания. Все это в первую очередь ударило по простым жителям страны.

Хотя такие действия противоречат Уставу ООН, однако они остаются незамеченными правозащитными организациями.

Еще одна страна находящаяся под санкциями США и стран ЕС – Сирия. Выступая на конференции, Чрезвычайный и Полномочный Посол Сирийской Арабской Республики Мохаммад аль-Умрани сказал, что такие санкции сродни вооруженному вмешательству.

Иностранные санкции усугубили тяжелую социально-экономическую и гуманитарную ситуацию в Сирии. Из-за них страна не имеет возможности проводить валютные операции, необходимые для полноценной работы экономики, покупать недостающее или вовсе отсутствующее здесь сырье, многие виды строительных материалов, запчастей, а также медикаменты и медицинское оборудование. От действующих ограничений страдает система здравоохранения, транспортный сектор, энергетика, сельское хозяйство. Частично или полностью не функционируют многие промышленные предприятия, которые в нормальных условиях могли бы давать прибыль, подпитывать экономику, обеспечивать стабильную занятость и доходы для населения.

Выступавшие на конференции зарубежные дипломаты от имени своих стран выразили поддержку народу Беларуси.

ВЫШЕСТОЯЩИЕ ДОЛЖНОСТНЫЕ ОРГАНЫ

Председатель Федерации профсоюзов Беларуси

Орда Михаил Сергеевич

телефон: +375 17 2039031

 

Председатель белорусского профессионального союза работников образования и науки

Якубович Татьяна Романовна

телефон: +375 17 2038134

Председатель Гродненского областного объединения профсоюзов

Козелков Борис Николаевич

телефон: 624452

Председатель Гродненской областной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки

Гришечко Вера Викторовна

телефон: 625114

Председатель Гродненского районного объединения профсоюзов

Савко Дмитрий Филаретович

телефон: 681099

Председатель Гродненской районной организации Белорусского профсоюза работников образования и науки

Горбатко Галина Григорьевна

телефон: 610772,

+375 29 8678775

Состав профсоюзного комитета первичной профсоюзной организации ГУО «СШ №2 г.Скиделя

Председатель профсоюзного комитета Музыка Елена Фредериковна
Члены профсоюзного комитета

Жук Диана Ромуальдовна

Быченко Алексей Владимирович

Ковальчук Елена Алексеевна

Король Наталья Викторовна

Кумаса Елена Ильинична

Резникова Тереза Иосифовна

Состав ревизионной комиссии

Садовская Ирина Александровна

Петушок Татьяна Николаевна

Михалевич Валерий Сергеевич

Общественный инспектор по охране труда Михалевич Валерий Сергеевич

                                  

Основные направления деятельности

  • Контроль за соблюдением трудового законодательства
  • Информационно-пропагандистская работа
  • Работа по охране труда
  • Культурно-массовая работа
  • Спортивно-оздоровительная работа
  • Работа с молодёжью
  • Работа с ветеранами
  • Совместная работа с общественными организациями

Права члена профсоюза

Член Профсоюза имеет право:
- на защиту трудовых и социально-экономических прав и законных интересов в органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах, судах различных инстанций;
- на обращение в выборные органы Профсоюза за помощью с вопросами, заявлениями и предложениями, требовать ответа по существу обращения в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- обсуждать на профсоюзных собраниях конференциях, заседаниях выборных органов вопросы уставной деятельности и работы выборных органов, пользоваться информацией о деятельности профсоюзных организаций и профсоюзных органов, вносить предложения, высказывать и отстаивать своё мнение, участвовать в выработке решений и их реализации;
- избирать и быть избранным в состав выборных органов Профсоюза по достижении 18 лет;
- присутствовать на заседаниях выборного органа Профсоюза при обсуждении вопросов, затрагивающих его интересы;
- получать бесплатную юридическую помощь и консультации в профсоюзных органах по вопросам, относящимся к компетенции Профсоюза;
- при необходимости получать материальную помощь из средств профбюджета по решению соответствующего профсоюзного органа;
- на поощрение за активное участие в общественной жизни по решению соответствующего профсоюзного органа;

- пользоваться правами и льготами, предоставленными соглашениями и коллективным договором.

Член Профсоюза имеет право:
- на защиту трудовых и социально-экономических прав и законных интересов в органах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органах, судах различных инстанций;
- на обращение в выборные органы Профсоюза за помощью с вопросами, заявлениями и предложениями, требовать ответа по существу обращения в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
- обсуждать на профсоюзных собраниях конференциях, заседаниях выборных органов вопросы уставной деятельности и работы выборных органов, пользоваться информацией о деятельности профсоюзных организаций и профсоюзных органов, вносить предложения, высказывать и отстаивать своё мнение, участвовать в выработке решений и их реализации;
- избирать и быть избранным в состав выборных органов Профсоюза по достижении 18 лет;
- присутствовать на заседаниях выборного органа Профсоюза при обсуждении вопросов, затрагивающих его интересы;
- получать бесплатную юридическую помощь и консультации в профсоюзных органах по вопросам, относящимся к компетенции Профсоюза;
- при необходимости получать материальную помощь из средств профбюджета по решению соответствующего профсоюзного органа;
- на поощрение за активное участие в общественной жизни по решению соответствующего профсоюзного органа;

- пользоваться правами и льготами, предоставленными соглашениями и коллективным договором.

Формы и методы работы

  • Встречи с ветеранами
  • Заседания профсоюзного комитета
  • Совместные заседания с администрацией школы
  • Круглые столы
  • Беседы
  • Проведение традиционных праздников
  • Чествование юбиляров
  • Экскурсионные поездки
  • Туристические слёты, спартакиады
  • Праздничные капустники
  • Трудовые акции

ПАМЯТКА

для людей с инвалидностью

ЛЬГОТЫ, ПРАВА И ГАРАНТИИ

Предоставляются в соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» (далее – Закон).

Граждане с инвалидностью реализуют свои права на государственные социальные льготы, права и гарантии на основании удостоверения инвалида, выдаваемого медико-реабилитационными экспертными комиссиями, согласно приложению 6, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2007 г. № 1738 «Об утверждении Положения о порядке представления документов, на основании которых осуществляется реализации права на государственные социальные льготы, права и гарантии отдельным категориям граждан».

В соответствии с Законом инвалиды I и II группы имеют право на: 90-процентную скидку от стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств, а с хирургическими заболеваниями – также перевязочных материалов (при наличии соответствующего медицинского заключения) в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь;

бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов, металлоакрилатов (металлокомпозитов), металлокерамики и фарфора, а также нанесения защитно-декоративного покрытия из нитрид-титана) в государственных организациях здравоохранения по месту жительства;

бесплатное либо льготное обеспечение техническими средствами социальной реабилитации в соответствии с Государственным реестром (перечнем) технических средств социальной реабилитации[1] в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь, (обеспечение средствами реабилитации осуществляется органами по труду, занятости и социальной защите местных исполнительных и распорядительных органов и (или) государственными организациями здравоохранения бесплатно (на льготных условиях)
на основании
индивидуальной программы реабилитации инвалида или заключения врачебно-консультационной комиссии государственной организации);

социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников (впитывающих трусиков), впитывающих простыней (пеленок), урологических прокладок (вкладышей) (далее – подгузники);

первоочередное бесплатное санаторно-курортное лечение (при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний) или оздоровление (при отсутствии медицинских противопоказаний) (для неработающих инвалидов), (лица, сопровождающие инвалидов I группы в санаторно-курортные или оздоровительные организации, обеспечиваются путевками на санаторно-курортное лечение или оздоровление бесплатно (без лечения) при условии, что необходимость в таком сопровождении подтверждается заключением врачебно-консультационной комиссии государственной организации здравоохранения);

бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах городских линий, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическомтранспортеи в метрополитене, на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем городские автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси, независимо от места жительства, а проживающие натерритории сельсоветов, поселков городского типаи городов районного подчинения, являющихся административно-территориальными единицами, поселков городского типа, являющихся территориальными единицами (в случае, если они являются административными центрами районов), городов районного подчинения, являющихся территориальными единицами, – также на автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем междугородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, в пределах границ района по месту жительства (также для лица, сопровождающего инвалида I группы);

бесплатный проезд на железнодорожном транспорте общего пользования в поездах региональных линий экономкласса, внутреннем водном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, автомобильном транспорте общего пользования, осуществляющем пригородные автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении, кроме такси (также для лица, сопровождающего инвалида I группы);

50-процентную скидку с платы за техническое обслуживание и (или) пользование жилым помещением в пределах 20 квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения и право на 50-процентную скидку с платы за коммунальные услуги (горячееи холодное водоснабжение, водоотведение (канализация), газо-, электро- и теплоснабжение, пользование лифтом, вывоз, обезвреживание и переработка твердых коммунальных отходов) по установленным законодательством тарифам в пределах утвержденных норм потребления, а проживающие в домах без центрального отопления – за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных законодательством для продажи населению (для инвалидов, не имеющих трудоспособных членов семьи, обязанных по закону их содержать, и проживающие одни либо только с инвалидами I или II группы и (или) с неработающими пенсионерами, достигшими возраста, дающего право на пенсию по возрасту на общих основаниях).

Инвалидам III группы указанным Законом предоставлено право на 50-процентную скидку со стоимости лекарственных средств, выдаваемых по рецептам врачей в пределах перечня основных лекарственных средств в порядке, определяемом Правительством Республики Беларусь, для лечения заболевания, приведшего к инвалидности.

ВИДЫ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ

Нуждающимся в социальной поддержке гражданам может быть предоставлена материальная поддержка в виде государственной адресной социальной помощи (ГАСП) и материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – материальная помощь).

Вопросы предоставления населению ГАСП регулируются Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 2012 г. № 41 «О государственной адресной социальной помощи».

ГАСП может предоставляться в виде ежемесячного и единовременного социальных пособий.

Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям, у которых среднедушевой доход за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения за помощью, по объективным причинам ниже наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала (далее – критерий нуждаемости)[2]. Размер ежемесячного социального пособия составляет положительную разность между критерием нуждаемости и среднедушевым доходом семьи и пересчитывается при увеличении критерия нуждаемости. Предоставляется такое пособие на период до 6 месяцев.

Единовременное социальное пособие предоставляется семьям при наступлении трудной жизненной ситуации и условии, что их среднедушевой доход не превышает 150 процентов критерия нуждаемости[3].

Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право на предоставление единовременного социального пособия, подтверждается документально и (или) устанавливается специальной комиссией на основании акта обследования. Размер такого пособия в зависимости от трудной жизненной ситуации, в которой находится семья, составляет до 10 бюджетов прожиточного минимума в среднем на душу населения (далее – БПМ).

В соответствии с Инструкцией о порядке оказания нуждающимся пожилым и нетрудоспособным гражданам материальной помощи из средств Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 3 августа2001 г. № 9, неработающим инвалидам также может оказываться материальная помощь.

Размер материальной помощи[4] в каждом конкретном случае устанавливается руководителем управления по труду, занятости и социальной защите Гродненского райисполкома на основании заявления, акта обследования материально-бытового положения и, при необходимости, других документов, подтверждающих необходимость оказания помощи.

В исключительных случаях материальная помощь в размере до  3 БПМможет быть оказана комитетом по труду, занятости и социальной защите Гродненского облисполкома. В таких случаях решение принимается его председателем на основании ходатайства управления по труду, занятости и социальной защите Гродненского райисполкомас обоснованием необходимости оказания такой помощи.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

Оказание социальных услуг регулируются Законом Республики Беларусь «О социальном обслуживании».

В Гродненском районе функционирует Государственное учреждение «Гродненский районный территориальный центр социального обслуживания населения», деятельность которого направлена на организацию и оказание нуждающимся гражданам социальных услуг в формах стационарного, полустационарного, нестационарного, срочного социального обслуживания, социального обслуживания на дому.

Государственное учреждение «Гродненский районный территориальный центр социального обслуживания населения»предоставляетразличные видысоциальных услуг (социально-бытовые, социально-реабилитационные, социально-посреднические, услуги сиделки, услуги сопровождаемого проживания и другие) в соответствии с перечнем бесплатных и общедоступных социальных услуг государственных учреждений социального обслуживания с нормами и нормативами обеспеченности граждан этими услугами[5].

Социальные услуги гражданам оказываются на безвозмездной и возмездной основе[6]. Условия предоставления социальных услуг, входящих в перечень в пределах установленных норм и нормативов, зависят от материального положения и состава семьи нетрудоспособного гражданина[7].

Оказание социальных услуг осуществляется на основании письменного заявления и договора оказания социальных услуг, заключенного между гражданином (его законным представителем), с одной стороны, и территориальным центром, с другой стороны[8], при наличии у гражданина медицинских показаний и (или) отсутствии медицинских противопоказаний, подтвержденных медицинской справкой о состоянии здоровья[9].

По вопросам разъяснения социальных льгот, прав и гарантий, оказания материальной поддержки, социальных услуг необходимо обращаться в Управление по труду, занятости и социальной защите Гродненского районного исполнительного комитета, Государственное учреждение «Гродненский районный территориальный центр социального обслуживания населения».

ПОСОБИЕ ПО УХОДУ ЗА ИНВАЛИДОМ 1 ГРУППЫ ЛИБО ЛИЦОМ, ДОСТИГШИМ 80-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА

Забота о членах семьи и оказание им помощи является  конституционной обязанностью (статья 32 Конституции Республики Беларусь, статья 100 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье). Такая обязанность  выполняется на безвозмездной основе.

При наступлении трудной жизненной ситуации, когда по объективным причинам семья не может самостоятельно справиться с имеющимися проблемами, оказывается государственная поддержка в виде предоставления социальных услуг Государственным учреждением «Гродненский районный территориальный центр социального обслуживания населения»либо назначения пособия по уходу.  

Порядок назначения и выплаты пособия по уходу регулируется Положением о порядке назначения и выплаты пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 сентября 2006 г. № 1149 (далее - Положение).

Право на пособие по уходу

Согласно Положению право на указанный вид пособия возникает в случае ухода за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, и нуждающимся по заключению врачебно-консультационной комиссии (далее – ВКК) учреждения здравоохранения в постоянном уходе.

Право на пособие по уходу имеют трудоспособные неработающие, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в учебных заведениях дневной формы получения образования лица, не получающие пенсии, пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе, осуществляющие постоянный уход за нетрудоспособными гражданами.

Пособие по уходу назначается постоянно проживающим на территории Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Порядок обращения за назначением пособия по уходу

Назначение пособия по уходу является административной процедурой, порядок обращения за которой регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 года № 200 «Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлению граждан».

Для решения вопроса о назначении пособия по уходу, необходимо лицу, фактически осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином и претендующему на пособие, обратиться с соответствующим заявлением в районное управление по труду, занятости и социальной защите по месту жительства нетрудоспособного гражданина. При себе иметь паспорт, трудовую книжку, медицинскую справку о состоянии здоровья заявителя, подтверждающую отсутствие психиатрического и наркологического учета, а в случае ухода за лицом, достигшим 80-летнего возраста, – заключение ВКК о нуждаемости нетрудоспособного гражданина в постоянном уходе. 

Справочно: заключение о нуждаемости в постоянном уходе лиц, достигших 80-летнего возраста, выдают больницы, госпиталь, медико-санитарная часть, диспансер, поликлиника.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.