«Об организации в 2022/2023 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»
С 1 сентября 2022 г. вступают в силу основные положения новой
редакции Кодекса Республики Беларусь об образовании, в котором
отражены два принципа, заложенных в основу государственной политики
в сфере образования, – инклюзия в образовании и обязательность общего
среднего образования.
Руководитель учреждения образования, реализующего образовательные программы общего среднего образования, с участием органа самоуправления, в который входят лица из числа законных представителей несовершеннолетних учащихся, определяет порядок получения информации законными представителями несовершеннолетних учащихся о ходе и содержании образовательного процесса, используемых методах обучения и воспитания, результатах учебной деятельности учащихся, законными представителями которых они являются;
законные представители несовершеннолетних учащихся обязаны обеспечить выполнение учащимися, законными представителями которых они являются, требований учредительных документов, правил внутреннего распорядка для учащихся;
Постановлением коллегии Министерства образования Республики Беларусь от 10.05.2022 № 4.11 одобрен Государственный школьный стандарт, разработанный на основании положений Конституции Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь от 19.11.1993 № 2570- XII «О правах ребенка», Кодекса Республики Беларусь об образовании, иных актов законодательства, для образовательного процесса, безопасных условий пребывания учащихся в учреждении общего среднего образования, укрепления дисциплины и правопорядка, достижения отношений сотрудничества, взаимоподдержки между всеми участниками образовательного процесса в целях обеспечения доступности и качества общего среднего образования, успешной социализации учащихся в динамичных условиях цифрового общества, подготовки к осознанному выбору профессии и продолжению образования на протяжении жизни.
С 2022/2023 учебного года оценка результатов учебной деятельности учащихся при их аттестации будет осуществляться с использованием отметок в баллах по десятибалльной шкале, отметок «зачтено», «не зачтено», «не аттестован(а)», записей «освоил(а)», «не освоил(а)», «освобожден(а)», «не изучал(а)». Положительными являются отметки от 3 (трех) до 10 (десяти) баллов: 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, «зачтено» и записи «освоил(а)», «освобожден(а)», «не изучал(а)». Неудовлетворительными являются отметки 1 (один), 2 (два) балла, «не зачтено», «не аттестован(а)», запись «не освоил(а)».
Обновленные нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам с использованием отметок в баллах по десятибалльной шкале отличаются от действовавших тем, что в них отражены требования компетентностного подхода: наряду с предметными образовательными результатами (знаниями, умениями, навыками, способами деятельности) будут оцениваться зафиксированные в образовательных стандартах общего среднего образования и обновленных учебных программах метапредметные образовательные результаты (например, умение критически оценивать информацию, полученную из различных источников, грамотно интерпретировать и использовать ее; умение интегрировать знания из различных предметных областей для решения практических задач, иные умения). Таким образом, при оценке учебных достижений учитываются не только освоение учащимися знаний и умение воспроизводить их, но и способность применять эти знания при выполнении учебно-познавательных, учебно-практических и приближенных к реальным условиям заданий. Как и ранее, оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется с учетом пяти уровней учебной деятельности: действия на узнавание, распознавание и различение понятий (первый уровень); действия по воспроизведению учебного материала на уровне памяти (второй уровень); действия по воспроизведению учебного материала на уровне понимания (третий уровень); действия по применению знаний в знакомой ситуации по образцу (четвёртый уровень); действия по применению знаний в незнакомых, нестандартных ситуациях для решения качественно новых задач (пятый уровень).
В I и II классах, а также в III и IV классах по учебным предметам «Музыка», «Изобразительное искусство», «Трудовое обучение», «Физическая культура и здоровье», «Основы безопасности жизнедеятельности» оценка результатов учебной деятельности учащихся осуществляется на содержательно-оценочной основе с учетом уровней учебной деятельности без использования отметки (балла) как формы количественного выражения результатов оценочной деятельности. При промежуточной и итоговой аттестации осуществляются записи «освоил(а)», «не освоил(а)». При этом запись «освоил(а)» делается, если учащийся выполняет действия, соответствующие второму, третьему, четвертому, пятому уровням учебной деятельности; запись «не освоил(а)» делается, если учащийся выполняет действия, соответствующие первому уровню учебной деятельности.
Время на выполнение домашнего задания по всем учебным предметам для учащихся II класса должно составлять не более 1,2 часа, III–IV классов – 1,5 часа, V–VI классов – 2 часов, VII–VIII классов – 2,5 часов, IX–XI классов – не более 3 часов.
На дом не задаются: задания учащимся IІ–IV классов на выходные и праздничные дни, каникулы, а также после выполнения письменных контрольных работ; задания, отмеченные звездочкой; задания по учебным предметам "Основы безопасности жизнедеятельности», «Музыка», «Физическая культура и здоровье»; художественно-творческие задания по учебному предмету «Изобразительное искусство»; практические работы по учебному предмету «Трудовое обучение». Задания творческого характера задаются на дом по желанию учащихся.
Во II–IV классах все виды учебных работ выполняются в тетрадях для учебных работ, а все виды контрольных работ – в тетрадях для контрольных работ. Тетради для контрольных работ хранятся в учреждении общего среднего образования в течение года и выдаются ученикам для выполнения контрольных работ и работ над ошибками.
Отметки за выполнение учащимися III–IV классов учебных работ, в том числе самостоятельных работ, пересказов и сочинений по белорусскому и русскому языкам, выставленные в тетрадях для учебных работ, могут заноситься в классный журнал и дневник ученика по усмотрению учителя.
Работа по организации внеклассного чтения направлена на приучение учащихся к систематическому самостоятельному чтению книг во внеурочное время. В III – IV классах формирование самостоятельной читательской деятельности включает обязательное посещение библиотек с целью выбора книг для чтения.