Поведение учителя в «шумной ситуации"
Запись в дневник
Заставляют стоять наиболее «шумных»
Повышают голос
Оскорбляют учащихся
«Фиксируют» взглядом источник шума и держат паузу
Стучат указкой по столу, и т.д.
Пугают тем, что вызовут родителей
Чрезвычайно собой довольные, они устрашают робкую стаю ребятишек своим грозным видом и голосом; …они…глохнут от криков.
Э.Роттердамский
«Похвала человеческой глупости»
Причины шума на уроке:
Использование на уроке непонятных школьникам материалов. При неоднократном упоминании незнакомых понятий шум гарантирован.
Нечеткая формулировка заданий. Планируя занятие, нужно четко просчитать реакцию учащихся на него.
Нет выхода накопившейся энергии. Возможны различные варианты: физкульминутки, интеллектуальная игра, поговорить о чем-то постороннем, рассказать интересную историю…Опытный учитель свяжет разминку с темой занятия
Нет логико-смысловых переходов. Человеческое восприятие целостно и непрерывно: мы не любим, когда что-то обрывается, остается непонятным. Бывает такая ситуация, когда появляется что-то новое. Это вызывает у детей психическое напряжение, воспринимается негативно. Те, кому тяжело держать себя в руках, реагируют на такие ситуации посторонними разговорами.
Эмоции предыдущих уроков (трудная контрольная работа, конфликт с преподавателем, ссоры и т.д.). Если учитель проигнорирует эти эмоции, то проблемы с дисциплиной гарантированы. Решение проблемы: прогнозы по теме урока, описание учениками своих ощущений и т.д., вызов «проблемных» к доске
Личностные проблемы учащихся. Это самая сложная причина, так как проблема коренится не в уроке, а в личности ученика. Психолог Р. Дрейкурс назвал четыре личностные цели плохого поведения: стремление привлечь к себе внимание взрослого, стремление самоутвердиться (проявить силу), желание отомстить (либо конкретному учителю, либо всему взрослому миру) и побороть скуку. Первые три причины невозможно нейтрализовать на отдельном уроке: нужно терпение и выдержка.
Неприемлемый темп ведения занятия (слишком быстрый или слишком медленный). Ученики не вписываются в темп учителя. Очень сложно исправить, так как это связано с особенностями нервной системы учителя, но учитель может сознательно компенсировать свои недостатки, используя такие формы работы, в которых его личностные качества проявляются не столь сильно.
Слишком много назидательности. Эффективность нравоучений близка к нулю со стороны детей. Можно лишь напомнить, что давая другим советы нравственного плана, мы всегда даем советы самим себе. У кого что болит…
Монолог учителя. Речь учителя не должна превышать совокупную роль учеников. Длительную монологическую речь мы воспринимаем с трудом.