Цель профессиональной ориентации учащихся рассматривается в общей связи с более широкими целями и задачами трудовой подготовки школьников. Цель трудовой подготовки определена следующим образом: - сформировать у школьников готовность к общественно-полезному, производительному труду, т.е. выработать совокупность качеств и свойств, обуславливающих потребность и возможность успешно трудиться с пользой для общества и удовлетворением для себя; - это формирование чувства общественного долга, трудолюбия, сознательного и добросовестного отношения к труду, коллективизма, организованности, дисциплинированности.
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение - сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их назначении в развитии экономики, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
Кроме того, учащиеся должны знать основные общетрудовые и общепроизводственные понятия: что такое культура труда, трудовая дисциплина, принципы планирования, структура предприятия, оплата по окладу, оплата по конечным результатам труда и т. д.
Задача по ознакомлению учащихся с современными профессиями, информированию их о потребностях рынка труда поставлена и в Основных направлениях реформы общеобразовательной школы.
На этой странице можно получить информацию о наиболее востребованных и популярных профессиях, о самых рейтинговых учебных заведениях, о правилах и возможных ошибках при выборе профессии и много другой полезной информации для будущих абитуриентов.
Всем «по типу»…
Помочь определится в океане возможностей и мире профессий может компьютерная диагностика профессиональных интересов.
Зачастую у человека обнаруживается склонность к определенному типу профессий.
Существуют такие типы, как:
· человек – человек, человек – природа, человек – художественный образ,
· человек – техника, человек – знаковая система.
Профессии типа «человек – человек» обязательно включают работу с людьми. Это специальности, связанные с обслуживанием людей и включающие постоянное общение (например, менеджер). В медицине это любой врач, в системе образования психолог или учитель.
Профессии типа «человек – природа» связаны с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством. Они объединяют животноводов, пчеловодов, лесоводов, агрономов, ветеринаров и т.д. Предполагают взаимодействие с объектами мира природы.
Профессии типа «человек – художественный образ» предполагают работу с эстетическим материалом и творческий склад ума. Это маляры, копировальщики рисунков, художники-оформители, живописцы, реставраторы и т.д.
Профессии типа «человек – техника» предполагают работу с техническими средствами. Это слесари, швеи, шоферы, инженеры и другие технические специальности.
Профессии типа «человек – знаковая система» имеют дело с разного рода условными знаками, шифрами, кодами, формулами, языками и прочими символами. Они могут быть также связаны с подсчетами и цифрами. Это сурдопереводчики и лингвисты, а также музыкальные специальности.
Если Вы не знаете, к какому типу отнести себя, Вы можете обратиться в социально – педагогическую и психологическую службу и пройти тестирование.
Правила выбора профессии
· Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где вы проживаете.
· Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).
· Следует выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.
· Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.
· Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам, в учебно-производственном комбинате).
· Сравнить полученные знания о профессии со своими возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профконсультацию.
· При определении соответствия своих профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии получить в школе или УПК первоначальную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
· При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант профессионального выбора.
· Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации намерения и овладении профессией в совершенстве.
При выборе профессии следует учитывать
· Желания, интересы и склонности личности, то есть то, что можно обозначить словом «ХОЧУ».
· Возможности личности – знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья – «МОГУ».
· Запросы рынка труда, потребность в кадрах – «НАДО».
Ошибки и затруднения при выборе профессии
· Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.
· Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.
· Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.
· Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.
· Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.
· Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.
· Устарелые представления о характере труда в некоторых средствах производства.
· Неумение разбираться в своих личных качествах, склонностях, способностях, подготовленности.
· Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.